Во времена фашистского режима в Италии, система Монтессори не нашла понимания, что вынудило Марию уехать из страны вместе со своим сыном. Они отправились в путешествие по различным уголкам земли, активно продвигая свои взгляды на воспитание. Наиболее крупная школа, основанная по методу Монтессори, появилась в Индии, в то время как сама Мария выбрала Голландию в качестве места своего проживания. Именно там она завершила свой жизненный путь, оставив своему сыну наследие продолжить её дело. Сегодня метод Монтессори признан и широко распространен по всему миру.
Одна из фундаментальных концепций Монтессори – это сензитивные (сенситивные) периоды. Это уникальные временные промежутки, когда ребенок наилучшим образом усваивает определенные навыки. Термин происходит от английского слова "sensitive", что означает "чувствительный, восприимчивый".
Важно понимать, что эти периоды не повторяются и упущенные моменты уже нельзя будет восстановить. Сензитивные периоды достаточно широки, и они индивидуальны для каждого ребенка. Не стоит ограничивать малыша жесткими рамками. Внимательный родитель обязательно заметит, к какому занятию проявляется особый интерес у ребенка.
Мария Монтессори выделила 6 основных периодов:
Восприятие порядка – от 0 до 3 лет.
Сенсорное развитие – от 0 до 5,5 лет.
Восприятие маленьких предметов – от 1,5 до 5,5 лет.
Развитие движения и действия – от 1 до 4 лет.
Развитие социальных навыков – от 2,5 до 6 лет.
Развитие речи – от 0 до 6 лет.
К этим основным периодам сейчас добавляют еще три, в которые активно развиваются творческие способности:
Музыкальное развитие – от 2 до 6 лет.
Утонченность чувств – от 2,5 до 6 лет.
Развитие тактильного чувства – от 4 до 4,5 лет.
Монтессори предлагала внимательно относиться к ребенку, улавливать его интересы и замечать особенности. Она просила родителей о главном: уважать и любить своего ребенка, не принижать и не угнетать.
«Ребёнок идёт к родителям [утром] как бы говоря:
«Учитесь жить разумно. Вставайте! Утро пробуждает вас».
Но ребёнок не учитель. Он только любит своих родителей:
«Я не бужу тебя, мама, я только поцеловал!»
Часто ли кто-то в жизни идёт к нам, чтобы просто увидеть и поцеловать? А мы осуждаем ребёнка».
М. Монтессори