Учеба - это в первую очередь деятельность. Учебная (как и любая) деятельность регулируется двумя основными мотивами: достижение успеха или избегание неудачи.

Деятельность, направленная на достижение успеха проявляется активностью и инициативой.
Мотив избегания неудачи реализуется пассивностью, уходом, отказом от этой деятельности.

Т.е. ребенок что-то делает или не делает, исходя из того какой мотив доминирует. Это определяет его активность, и соответственно результат.

Если ребенок ориентирован на достижение успеха – он будет эту активность проявлять: тянуть руку, отвечать, пробовать, исправлять, ошибаться, проявляться, проявлять себя, свои достоинства, пробовать свои силы, доказывать что он лучший, заявлять о себе.

Если он ориентирован на избегание неудачи, то, соответственно, его активность будет подавлена – его задача: не проявить себя, отсидеться, что-бы не спросили, ничем не выдать своего присутствия, будет избегать любой активности, которая может привести к предполагаемому провалу.

Активность чревата неудачей (по всей видимости, зафиксированной в опыте), и последствиями этой неудачи – обесцениванием, наказанием, насмешками, падением самооценки, самоуважения. Очевидно, что к началу учебной деятельности, эти мотивы уже закреплены в опыте ребенка, сформированы.

Из чего складывается такие мотивы к деятельности?

Давайте, мы взрослые вспомним себя в работе: когда хочется на ней выкладываться? – когда дают позитивную и конструктивную обратную связь, ценят, отмечают ваши усилия, хвалят? Или бесконечно критикуют – что бы не сделал, всего не достаточно, все не очень. Не замечают усилий и достижений, стараний – все что делаете, воспринимается как должное? А промахи и ошибки при этом замечаются сразу, за них вас лишают премии, бонусов и просто хорошего отношения. Долго хочется продолжать? Ну, прочувствовали на себе, как это?
А что за достижения у ребенка? (не такие глобальные, как у вас – но, для него это огромные усилия) – рисунок нарисовал, посуду помыл, убрался, пирамидку собрал. Как бывает, реагируют родители? Кивнули и все! обесценили, не восхитились, не заметили, проигнорировали, отнеслись как к чему то обыденному. А если наказали, раскритиковали, разочаровались, что не так красиво и удачно – всё, мотив избегания неудачи сформирован. Кому хочется быть неудачником.
У родителей есть идея - чтобы ребенка сделать лучше, что бы он избежал трудностей в дальнейшем, обезопасить от собственных ошибок - нужно ему указать, где он еще недостаточно хорош, не достаточно достиг. Что бы был стимул стремиться к более высоким результатам. Но, эффект этого убеждения – прямо противоположный: что бы не столкнуться с собственной никчемностью, стыдностью, не нарваться на нотацию или наказание – лучше вообще отказаться от деятельности, активности и проявления себя. Если ошибка наказуема, за малейший промах ребенок получает обесценивание, когда достижения не замечаются, а неуда¬чи ярко и эмоционально окрашиваются виной, стыдом и страхом - стремиться к достижениям, а значит про¬являть инициативу, активность, усилия и интерес попросту небезопасно. Безопаснее сделаться невидимым, незаметным, отсидеться, отбыть номер. Авось не увидят, не заметят, не спросят.

Какой из мотивов деятельности будет регулировать учебную, зависит от того, какой опыт до поступления в школу получил ребенок, и подкрепление какой из мотиваций он получит в школе – если в школе он получит опыт безопасного проявления, принятие, понимание что ошибка это нормально, нестрашно а часто и полезно – есть возможность коррекции негативно сформированной мотивации. Если же школа подкрепляет убеждения родителей, своими высокими и недостижимыми (для конкретного ребенка) стандартами, фиксируется на том, чего ребенок не умеет, что у него не получается – скорее всего закрепится мотивация избегания неудачи.

Яндекс.Метрика