Адаптация младшего школьника С поступлением ребенка в первый класс (с 6-7 лет), центром психического развития и основной возрастной задачей является формирование произвольных функций психики и поведения. На протяжении всего первого года обучения, развиваются произвольные: память, внимание, произвольной должна стать организация любой деятельности. В более младшем возрасте – они непроизвольны, то есть не поддаются волевому контролю и усилиям: ребенок непроизвольно обращает внимание на то, что привлекло его, может запоминать что-то легко, само собой. Но, с момента начала обучения, ребенку приходится проявлять усилия для того что бы слушать, слышать, запоминать, удерживать внимание, концентрироваться на деятельности. Также, для успешной учебной деятельности, детям необходимо научиться управлять своим поведением. Эти процессы требуют проявления воли, и то, насколько быстро и эффективно ребенок сможет овладеть произвольностью поведения и реакций зависит от зрелости эмоционально-волевой сферы – если не созрели определенные участки головного мозга способные регулировать произвольные функции, то и ребенку справляться с учебной деятельностью намного сложнее. Ведь контролировать себя, процесс и проявлять усилия он пока не может. Именно поэтому не рекомендуется отдавать ребёнка в школу раньше семи лет.

Как родители могут помочь первокласснику быстрее и эффективней освоить произвольные функции? Поддержать тренировку памяти, внимания и воли в форме простых игр и упражнений, которые можно предлагать ребенку например, по дороге из школы:

- если вы встречаете ребенка с младшим братом или сестрой, перед домом попросите их встать рядом на одной линии ( также можете присоединиться сами ). Скажите им, что сейчас они участвуют в «черепашьих бегах», суть которых прийти к финишу последним. По сигналу начинают очень медленно двигаться вперед (до оговоренного ориентира, например до подъезда, или черты). Победитель тот, кто придет к финишу последним. Как же это трудно сделать очень активным детям! Замедлиться, сделать осознанной и управляемой привычную импульсивную активность.

- вы пишете, в воздухе пальцем по одной букве, запоминая которые ребенок должен составить слово. Для понимания системы можете начать с очень простых и маленьких слов, постепенно усложняя, побуждая ребенка запоминать увиденные буквы и лишь потом из них сложить слово.

- по дороге домой вы можете предложить потренировать «шпионские» качеств: попросить ребенка описать, как можно более подробно какой либо объект, мимо которого вы прошли ( на что он обратил внимание и успел заметить непроизвольно), например мимо проезжающую машину, человека который шел навстречу -не оглядываясь, по памяти. Затем наоборот - указав на определенный объект, дайте время в течение 15 секунд на его исследование, и попросите описать его как можно подробнее, по пути.

- если едете на авто или в транспорте, можете предложить поиграть в
«тренировку космонавта», рассказав историю: «Одного космонавта журналисты спросили — какое упражнение перед полетом в космос самое трудное и самое вредное, ведь вас как-то тренируют перед полетом? Он подумал-подумал и сказал:
- Вы знаете, как только нас не тренируют - барокамера, центрифуга, вверх ногами, вниз ногами. Но, самое трудное, хоть может быть, самое полезное упражнение называется «Секундная стрелка». Суть упражнения в том, что надо взять обычные часы — и внимательно наблюдать за секундной стрелкой пять минут. И думать только о ней. Сам себя контролируешь. Отвлекся — ставишь себе минус и опять сначала.
Удачи вам и вашим детям.

Яндекс.Метрика